19:01 Опыт работы учителя О.И.Форостяненко | ||||||||||
Форостяненко Ольга Игоревна, учитель математики ГУ ЛНР «ЛОУ СШ №57 имени Г.С. Петрова» Противоречия в преподавании математики и поиск путей их преодоления Ключевые слова: образовательный процесс, проблемное обучение, саморазвитие, системно-деятельностный подход, мотивация, личностно-ориентированный подход, универсальные учебные действия. Современные условия жизни, меняющиеся отношения участников образовательного процесса требуют новых подходов в организации процесса обучения. Актуальность проблемы обеспечения качества при обучении математике состоит в необходимости избавиться от формального подхода к обучению, раскрыть учебные возможности учащихся, определить направление развития личности, выработать чувство необходимости учиться на протяжении всей жизни, сформировать умения самостоятельно приобретать знания, используя как различные источники знаний, так и различные приемы работы с ними. Потребность в обучении и принцип активности ученика являются основными идеями темы: создать систему формирования личности ученика, способной осмысленно и целеустремленно получать математическое образование, методом проблемного обучения3. Рассмотрим противоречия и пути поиска компромиссов в некоторых спорных вопросах связанных с преподаванием математики в современных условиях, которые приходится преодолевать учителю как при подготовке к уроку, так и на уроке. Развитие технологий, обилие и доступность гаджетов позволяет каждому ребенку эгоистично и потребительски относиться к окружающей действительности и учебе. Умение добывать необходимую информацию одним нажатием кнопки компьютера или телефона привело к потере мотивации учиться и самостоятельно производить основные мыслительные операции (анализ, установление причинно-следственных связей, классификация, сравнение, аналогия и т.д.). Родители, вооружая детей доступностью получения информации из интернета, складывают полномочия и отстраняются от развития и воспитания собственного ребенка в раннем возрасте. При достижении школьного возраста процесс развития и воспитания перекладывается на школу и учителя2. Учитель, получив ребенка который не привык трудиться и не умеет рационально организовать свое время, т.е. не имеет понятия о режиме, не понимает смысла саморазвития, становится ему не партнером, а противником. Получаем противоречие между учеником и учителем. Переведя взгляд на учителя и процесс обучения можно увидеть другие проблемы. Не имея возможности использовать весь УМК, предлагаемый к учебнику которым пользуется ученик или работать с альтернативным учебником учитель не дает ожидаемого результата. Некоторые проблемы возникают у молодых учителей. Невозможность ими давать качественное образование напрямую зависит от низкого уровня образования, полученного в ВУЗе, нежелания перенимать опыт (излишняя самоуверенность), неумение вести диалог (молодой учитель – это вчерашний выпускник школы, выросший тоже на гаджетах) и зацикленность на одном учебнике. В ряду перечисленных проблем можно отметить и проблему выполнения домашних заданий. В большинстве случаев это списанные работы из «ГДЗ» или из приложения для телефона «Photomath». Эту проблему можно причислить к проблемам и учителей и учеников. Дети считают, что нет необходимости тратить силы на то, что можно списать. Учителя не имеют возможности закрепить изученный материал с помощью самостоятельной работы ребенка дома. Любая проблемная ситуация требует разрешения. Проанализировав вышеизложенные проблемы и противоречия, попробуем найти пути выхода из создавшейся ситуации. Очень сложно разорвать замкнутый круг: родители (вчерашние школьники) – их дети (сегодняшние ученики) – ученики завтрашнего дня (дети нынешних учащихся) и т.д. Проблема переходит из поколения в поколение. Поэтом попробуем начать преодоление разногласий и поиск компромиссов с современного ученика и его родителей. Одним из наиболее эффективных методов может служить метод проблемного обучения школьников математике. Традиционный подход к обучению очень часто приводит к механическому воспроизведению теоретического материала и невозможности применить новые знания к решению задач или дальнейшему продвижению по темам. Необходимость пересмотра процесса обучения отражена в Государственном образовательном стандарте основного общего образования Луганской Народной Республики, где сказано, что методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход1. Только научив учащихся самостоятельно получать знания можно сформировать у них готовность к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность. Метод проблемного обучения дает возможность такого подхода и получения более качественного результата обучения. Развивается инициатива ребенка и потребность у него в получении новых знаний, возможность проявлять интерес и творческий подход к познанию мира и учиться самостоятельно под умелым руководством учителя. Отправной точкой творческого мышления является создание проблемной ситуации, решение которой состоит из поиска решения, исследования и возможности самостоятельно делать выводы, т.е. приобретения новых знаний. Чтобы ученики хотели решать эти проблемные задачи должен быть интерес к предмету и мотивация работать. Представим себе пятилетнего ребенка, который не хочет убрать игрушки, а перед ним на столе лежат три пирожных с разными начинками. Естественное желание малыша их попробовать и узнать, что находится внутри каждого. Интерес возник мгновенно, а мотивация – это предложение родителей убрать игрушки, прежде чем лакомство будет доступно. Аналогичным образом можно поступить на уроке. Предложим занимательную задачу и обязательно замотивируем хорошей оценкой. Это первый шаг проблемного подхода в обучении, на котором учитель должен умело подобрать интересное и решаемое задание и, конечно, высоко оценить полученный результат. Следующий шаг – это создание ситуации успеха на любом этапе урока. Усложняя задачи, можно последовательно подходить к подаче нового материала через создание проблемных ситуаций, затруднений, в которых ребенок вынужден искать новые пути и развивать свои способности. Без доверия учителю и учительского авторитета становится невозможным такой процесс обучения. Начав с элементарного: создав ситуацию успеха, формируем интерес к предмету. А чтобы ученик начал получать удовлетворение от самостоятельно полученных знаний необходима устойчивая мотивация его деятельности, что невозможно без индивидуального личностно-ориентированного подхода. Рассмотрим фрагмент урока связанный с постановкой и осмыслением проблемы, схему взаимодействия учителя и учащихся.
Таким образом, находит реализацию системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность и готовность к саморазвитию, непрерывному образованию. Метод проблемного обучения является неотъемлемой частью концепции УУД5. Именно познавательные универсальные учебные действия с помощью проблемного обучения обеспечивают:
Рассмотрим несколько примеров работы проблемного метода обучения на различных этапах урока математики в зависимости от желаемого результата...
| ||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |