19:01
Опыт работы учителя О.И.Форостяненко

Ссылки на материалы

Разработка открытого урока "Решение логарифмических неравенств" http://momlg.ucoz.net/new/otkr_urok_log_ner.docx
Статья О.И.Форостяненко "Протитворечия в преподавании математики и поиск путей их преодоления" http://momlg.ucoz.net/new/statja_forostjanenko.docx
Решение логарифмических неравенств http://momlg.ucoz.net/new/reshenie_logarifmicheskikh_neravenstv_kopija.ppt
Раздаточный материал http://momlg.ucoz.net/new/razdatochnyj_material_1.docx
Презентация "Опыт работы учителя О.И. Форостяненко" http://momlg.ucoz.net/new/materialy_iz_opata_raboty.pdf

 

Форостяненко Ольга Игоревна,

учитель математики

 ГУ ЛНР «ЛОУ СШ №57 имени Г.С. Петрова»

 Противоречия в преподавании математики и поиск путей их преодоления

Ключевые слова: образовательный процесс, проблемное обучение, саморазвитие, системно-деятельностный подход, мотивация, личностно-ориентированный подход, универсальные учебные действия.

Современные условия жизни, меняющиеся отношения участников образовательного процесса  требуют новых подходов в организации процесса обучения. Актуальность проблемы обеспечения качества при обучении математике состоит в необходимости избавиться от формального подхода к обучению, раскрыть учебные возможности учащихся, определить направление развития личности, выработать чувство необходимости учиться  на протяжении всей жизни, сформировать умения самостоятельно приобретать знания, используя  как различные источники знаний, так и различные приемы работы с ними.

         Потребность в обучении и принцип активности ученика являются основными идеями темы: создать систему формирования личности ученика, способной осмысленно и целеустремленно получать математическое образование, методом проблемного обучения3

         Рассмотрим противоречия и пути поиска компромиссов в некоторых спорных вопросах связанных с преподаванием математики в современных условиях, которые приходится преодолевать учителю как при подготовке к уроку, так и на уроке.

         Развитие технологий, обилие и доступность гаджетов позволяет каждому ребенку эгоистично и потребительски относиться к окружающей действительности и учебе. Умение добывать необходимую информацию одним нажатием кнопки компьютера или телефона привело к потере мотивации учиться и самостоятельно производить основные мыслительные операции (анализ, установление причинно-следственных связей, классификация, сравнение, аналогия и т.д.). Родители, вооружая детей доступностью получения информации из интернета, складывают полномочия и отстраняются от развития и воспитания собственного ребенка в раннем возрасте. При достижении школьного возраста процесс развития и воспитания перекладывается на школу и учителя2. Учитель, получив ребенка который не привык трудиться и не умеет рационально организовать свое время, т.е. не имеет понятия о режиме, не понимает смысла саморазвития, становится ему не партнером, а противником. Получаем противоречие между учеником и учителем.

         Переведя взгляд на учителя и процесс обучения можно увидеть другие проблемы. Не имея возможности использовать весь УМК, предлагаемый к учебнику которым пользуется ученик или работать с альтернативным учебником учитель не дает ожидаемого результата. Некоторые проблемы возникают у молодых учителей. Невозможность ими давать качественное образование напрямую зависит от низкого уровня образования, полученного в ВУЗе,  нежелания перенимать опыт (излишняя самоуверенность), неумение вести диалог (молодой учитель – это вчерашний выпускник школы, выросший тоже на гаджетах) и зацикленность на одном учебнике.

В ряду перечисленных проблем можно отметить и проблему выполнения домашних заданий. В большинстве случаев это списанные работы из «ГДЗ» или из приложения для телефона «Photomath». Эту проблему можно причислить к проблемам и учителей и  учеников. Дети считают, что нет необходимости тратить силы на то, что можно списать. Учителя не имеют возможности закрепить изученный материал с помощью самостоятельной работы ребенка дома.

         Любая проблемная ситуация требует разрешения. Проанализировав вышеизложенные проблемы и противоречия, попробуем найти пути выхода из создавшейся ситуации.

         Очень сложно разорвать замкнутый круг: родители (вчерашние школьники) – их дети (сегодняшние ученики) – ученики завтрашнего дня (дети нынешних учащихся) и т.д. Проблема переходит из поколения в поколение. Поэтом попробуем начать преодоление разногласий и поиск компромиссов с современного ученика и его родителей.

         Одним из наиболее эффективных методов может служить метод проблемного обучения школьников математике. Традиционный подход к обучению очень часто приводит к механическому воспроизведению теоретического материала и невозможности применить новые знания к решению задач или дальнейшему продвижению по темам. Необходимость пересмотра процесса обучения отражена в Государственном образовательном стандарте основного общего образования Луганской Народной Республики, где сказано, что методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход1. Только научив учащихся самостоятельно получать знания можно сформировать у них готовность к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность. Метод проблемного обучения дает  возможность такого подхода и получения более качественного результата обучения. Развивается инициатива ребенка и потребность у него в получении новых знаний, возможность проявлять интерес и творческий подход к познанию мира и учиться самостоятельно под умелым руководством учителя.

         Отправной точкой творческого мышления является создание проблемной ситуации, решение которой состоит из поиска решения, исследования и возможности самостоятельно делать выводы, т.е. приобретения новых знаний. Чтобы ученики хотели решать эти проблемные задачи должен быть интерес к предмету и мотивация работать.

         Представим себе пятилетнего ребенка, который не хочет убрать игрушки, а перед ним на столе лежат три пирожных с разными начинками. Естественное желание малыша их попробовать и узнать, что находится внутри каждого. Интерес возник мгновенно, а мотивация – это предложение родителей убрать игрушки, прежде чем лакомство будет доступно.

         Аналогичным образом можно поступить на уроке. Предложим занимательную задачу и обязательно замотивируем хорошей оценкой. Это первый шаг проблемного подхода в обучении, на котором учитель должен умело подобрать интересное и решаемое задание и, конечно, высоко оценить полученный результат. Следующий шаг – это создание ситуации успеха на любом этапе урока. Усложняя задачи, можно последовательно подходить к подаче нового материала через создание проблемных ситуаций, затруднений, в которых ребенок вынужден искать новые пути и развивать свои способности. Без доверия учителю и учительского авторитета  становится невозможным такой процесс обучения. Начав с элементарного: создав ситуацию успеха, формируем интерес к предмету. А чтобы ученик начал получать удовлетворение от самостоятельно полученных знаний необходима устойчивая мотивация его деятельности, что невозможно без индивидуального личностно-ориентированного подхода.

         Рассмотрим фрагмент урока связанный с постановкой и осмыслением проблемы, схему взаимодействия учителя и учащихся.

 

         Таким образом, находит реализацию системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность и готовность к саморазвитию, непрерывному образованию.

         Метод проблемного обучения является неотъемлемой частью концепции УУД5. Именно познавательные универсальные учебные действия с помощью проблемного обучения обеспечивают:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное осознание способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • построение чертежей,  блок-схем, создание конспектов;
  • умение осмысленно структурировать знания;
  • умение осознанно строить речевые высказывания в устной форме и письменном виде (объяснять алгоритмы,  процессы решения, записывать действия и пояснения к ним);
  • установление причинно – следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательств;
  • нахождение рациональных и эффективных способов решения задач.

Рассмотрим несколько примеров работы проблемного метода обучения на различных этапах урока математики в зависимости от желаемого результата...


 

 

Просмотров: 166 | Добавил: shabaevanv72 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar